Записаться на бесплатное занятие
м. Электрозаводская Схема проезда
8(499) 39-33-757
8(985) 28-79-423

Бас-профундо – русский вокальный феномен

Итак, сегодняшней статьей мы начинаем обзор – какими бывают женские и мужские певческие голоса. Практически каждому вокалисту известно деление мужских голосов на бас, баритон, тенор. Самый низкий из них – бас, а самый низкий из басов – уникальный голос, вызывающий ассоциации с рыком или звуками грома, пробирающий до мурашек бас-профундо.

Чем рычит бас-профундо?

В пьесе «Чайка» Антона Павловича Чехова описан казус, приключившийся со знаменитым басом Шаляпиным, когда после блестящего исполнения арии он услышал с галерки раскатистое «Браво, Сильва!» на целую октаву ниже его собственного нижнего «до». Это было звучание баса-профундо, или октависта, как их еще называют за способность уходить вниз до «фа» контроктавы, а в исключительных случаях еще ниже. Согласно последним исследованиям, помимо головного и грудного регистров октависты используют третий регистр, в котором одновременно задействованы связки и ложные связки. Этим, кстати, они отличаются от модных на ютубе «самых низких голосов в мире», извлекающих звуки штробасом при помощи ложных связок.

бас-профундо

Владимир Миллер, Михаил Круглов и Сергей Крыжненко — знаменитые русские басы-профундо

Феномен русской певческой культуры бас-профундо

Нередко можно услышать мнение, что бас-профундо встречается исключительно в России — конечно, это не так. Физиологически низким голосом может обладать любой мужчина ростом выше среднего. Например, английский король Ричард Львиное Сердце был знаменит еще и своим громоподобным криком – он легко перекрикивал поле боя, а рыцарские лошади приседали от страха. Но свое вокальное завоевание мира этот уникальный голос начал из нашей страны. В отличие от западноевропейской культуры, в православном литургическом пении не использовались музыкальные инструменты для сопровождения хора, поэтому так тщательно подбирались глубокие низкие голоса, способные подчеркнуть своей мощью звучание всего произведения. В начале 19 века Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге насчитывала семь басов-профундо! Можно представить себе восторг слушателей, если от единственного такого голоса «колыхался воздух… и дрожал пол концертного зала». Бас-профундо не отличается подвижностью и яркой тембровой окраской, но в слиянии звуков аккорда дает потрясающую насыщенность обертонов основного тона. В наше время далеко не каждый хор может похвастаться наличием хотя бы одного октависта. К сожалению, современная вокальная школа не уделяет достаточного внимания воспитанию этих уникальных голосов. Нередки случаи, когда в известные хоры принимали бас-профундо без музыкального образования, что обусловлено редкостью и ценностью этого певческого дара.

Что же до русской души, звучащей в голосах наших басов-профундистов, то невозможно не согласиться со словами автора книги «Голос как культурный феномен» Оксаны Булгаковой: «Русский национальный голос звучит в воображении иностранцев низко… Густой звук этого голоса звучит как отголосок архаического хтонического мира, каким рисовалась Россия европейскому воображению в начале XX века, он воплощает славянскую бездонную темную глубину.» Достаточно один раз услышать эти бесподобные звуки, чтобы сказать – да, бас-профундо – это национальное достояние и гордость нашей страны!

Бас-профундо Юрий Вишняков

Share on VKShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *