fbpx
Регистры певческого голоса
АвторАрина Шушнина
На чтение2 мин.
Просмотров312
Обновлено30.08.2021
Регистры певческих голосов -классификация

Регистры певческого голоса - классификация

Многие специалисты спорно смотрят на выражение “У вокалиста два регистра”. Ссылаясь на многочисленные классификации, которые можно встретить в разных трудах, источниках и также в свободном доступе в интернете. Между прочим, в Америке, на Западе регистры певческого голоса тоже имеет определенную градацию. Постараемся рассмотреть это вопрос со всех сторон.

Что такое регистр

Регистр певческого голоса - пропеваемый в одном диапазоне звуковой ряд с одинаковым тембром, на одной высоте. Диапазон голоса, который может использовать вокалист, так называемый звуковой объем, включает определенное количество регистров. Для мужчин и женщин вокальный диапазон различен. Это связано с анатомическим строением голосовых связок (складок). Мужские более плотные, соответственно, голос ниже. При разговоре легко отличить мужской голос от женского. Женщины говорят выше, так как их связки гораздо тоньше.

Основные виды регистров

“Ты поешь низко. Пой выше.” Или наоборот. Наверняка вы слышали подобное от своего педагога, если уже начали изучать вокал. В это предложение и заложены основные типы регистров певческих голосов.
  • нижний или грудной;
  • средний регистр певческих голосов;
  • верхний (головной).
Регистр зависит от толщины связок, как мы сказали выше, от частоты колебания голосовых складок, от потока воздуха, проталкиваемого через щель между связками, особенностями строения и даже гормональным фоном. Именно из-за последнего фактора мальчика в давние времена делали кастрацию, чтобы остановить выброс гормонов в пубертатный период. Голос в таком случае оставался высоким, связки не грубели.  Подробно о видах регистров голосов:
  1. Нижнее звучание вы можете почувстовать, положив руку на грудь. При этом не обязательно петь, даже разговорная речь происходит в этом отделе. Чаще всего именно грудное пение - основное для многих вокалистов. Оно более плотное, богато окрашено.
  2. Верхний головной регистр певческого голоса ощущается выше: в голове, макушке, носу, переносице. Человек растягивает свои связки, удлиняя их, происходят более частые колебания - звук в результате становится выше.
  3. Средний регистр певческих голосов некоторые педагоги называют смешанным, микст. Это диапазон, где низкие и высокие регистры накладываются, перекрывают друг друга. Низкий звук слышен в высоком регистре или верхние ноты в грудном.

    Мы слышим его в обыденной разговорной речи. Средний регистр насыщен средними частотами, кажется нам естественным и приятным. Профессиональные певцы искусно владеют им для незаметных переходов с головного регистра на низкий. Так как именно тут часты провалы у новичков. Ухо улавливает перелом в звучании, что не красит песню.

Сторонники трех регистровой теории разделяют женский голос на: грудной, средний регистр женского певческого голоса, головной; для мужчин: грудной, головной, фальцет. Фальцет - звучание при сильно сжатых связках, колебания происходят только на их краях. Этот регистр еще называют “ложным”, “фальшивым”, фристулой (свирелью). Он достаточно беден на обертоны. Его используют в рок-музыке, эстраде, и для оперного исполнения. Не хотелось бы вас путать с классификацией, но для информации считаем необходимым отметить, существует разделение на 4 регистра:
  • штробас. Самый низкий. Верхняя граница является нижней для грудного регистра. Голосовые складки практически не вибрируют;
  • модальный (речевой). Низкие частоты богатые обертонами. Звук характерен для разговорной речи;
  • фальцет. Про него вы уже знаете;
  • свистковый. Для того, чтобы головной регистр перешел в категорию “свистковый” (до 2400 Гц), надо сильно постараться, а некоторым певцам-мужчинам это вовсе недоступно. Зато дети порой испытывают этим высоким звуком своих родителей.
 

Немного истории

Вернемся на несколько столетий назад. На рубеже XVI-XVII веков в солнечной Италии, где все создано, чтобы воспевать окружающую красоту, природу, чувства, учителя итальянской школы пения первыми выдвинули понятие регистров и создали теорию. Которая была много лет основополагающей. Существует пять видов регистров певческого голоса:
  • грудной;
  • головной;
  • шумовой
  • микстовый;
  • флейтовый.
XIX век, который стал прорывным в искусстве, науке и технике, запомнился не только открытием электричества, радио, метрономом между прочим, но и трех регистровой теории. Мануэль Гарсиа (сын) стал спорить со старой школой и прописал еще один регистр голоса - средний. Дискуссии велись долго и в некоторых кругах ведутся до сих пор.  

Как понять в каком регистре ты поешь?

Подготовиться к вокальному конкурсу

Чтобы узнать регистр собственного голоса, нужно внимательно прислушаться к себе, звучанию издаваемых нот. Можно положить руку на грудную клетку. Если при пении вибрирует в этом месте, звук слышится плотный, насыщенный, то регистр певческого голоса вашего сейчас низкий.

При использовании высокого звучания, грудь пуста, но голос становится звонче и слышен в голове, затылке.

То есть место вибрации поможет понять в каком певческом регистре звучит голос. А сопрано, бас или тенор у вас, поможет определить наша следующая статья.

Как использовать регистры в пении?

Каждый человек имеет свой индивидуальный тембр, окраску голоса. Может использовать несколько регистров. Его репертуар становится шире, богаче, ярче окрашен. Но с чего начать? Вот несколько советов:

  • определите свои границы диапазона от нижнего до верхнего головного регистра певческого голоса. Помогут тюнер или онлайн программы. Вы поймете где комфортно петь, подберете стиль и композиции подходящие именно вам;
  • обязательно используйте самые верхние и нижние ноты, которые можете взять. Это разовьет силу пения, музыкальный слух. Распевки, глиссандо растянут связки;
  • наблюдайте, анализируйте чужое пение. Где голос певца становится грубее, ниже, где переходит в верхний регистр.

Узнать свой регистр певческого голоса, развить координацию голоса несложно. Надо желание, упорство и хороший преподаватель.

Вам также может понравиться