Диафрагма удерживается мышцей верхнего пресса, которая у музыкантов называется опорой.
Вокальной опорой музыканты называют правильную настройку вокального аппарата при извлечении звуков. Голос, поставленный на опору, звучит звонко, уверенно, насыщенно, округло. Певец может использовать сложные техники. Вокал без опоры звучит по другому: неуверенно, слабо. Несмотря на хороший слух, певцы могут фальшивить, не брать нужные ноты. Без вокальной опоры поставить красивый голос невозможно.
При диафрагмальном пении звук выходит легко, свободно, без надрыва. Вокалисты берут такие ноты,спеть которые при обычном дыхании невозможно. Чтобы почувствовать опору, необходимо две вещи. Первая — это оптимальный воздушный поток, второе — это отсутствие горлового зажима
- Оптимальный воздушный поток. Если поток будет очень слабый, то аэродинамический процесс не запустится, или будет очень нестабильным, плохо контролируемым. Если поток будет слишком сильный, то связки будут работать некорректно, хаотично, начнут пропускать много воздуха, издавать лишние шумы. Не говоря уже о том, что это вредно для голоса. За создание, поддержание потока отвечает диафрагма.
- Отсутствие горлового зажима, то есть наличие точной координации. Это значит что в процессе звукоизвлечения мы вовлекаем в работу только нужные мышцы, и не вовлекаем не нужные. Даже при активной работе диафрагмы, но пережатом горле, опоры всё равно не происходит, потому что большая часть энергии звукового потока расходуется на сопротивление, а не на свободное звукоизвлечение.
Для тренировки вокального дыхания есть одно очень эффективное упражнение. Выполните трель из звука р-р-р в течение 15 и более секунд. Делайте это упражнение максимально ровно, без скачков и максимально долго. Если вы можете продержаться более 15 секунд, то это уже хорошая стартовая точка. Это означает, что у вас уже есть активность и контроль диафрагмы. Дальше можно и нужно продолжать работать, развивать это качество. Если меньше 15 секунд, то стоит заняться вокальным дыханием.