Контральто, тенор, бас – многие слышали об этих и других видах голосов в пении, но мало кто знает, чем они отличаются. А ведь красиво петь можно, только развив природные вокальные данные. В статье будет подробно расcказано о классификации голосов, а также о том, как определить свой тембр.
Классификация голосов
Их все разделили по диапазону и полу в 14 веке, когда активно начало развиваться многоголосое хоровое пение. Позднее, в одной из итальянских оперных школ, в характеристиках еще стали учитывать тембр, тесситуру и тональность. В итоге, появилась такая классификация певческих голосов:
Мужские (от самого низкого до высокого) – бас, баритон, тенор.
Женские (от высокого до низкого) – сопрано, меццо-сопрано, альт или контральто.
Это официально принятое деление взято из Италии, а сами названия отражают высоту голоса, например, «basso» значит «низкий». В некоторых странах (Америке, России, Германии, например) в классификацию добавлены не существенные отличия. Есть еще разделение по видам регистров голоса:
Нижний или грудной. Считается самым обиходным. Низкие, более грубые звуки произносятся с вибрацией в грудной клетке.
Верхний, фальцетный, головной или тональный. Вибрации при произнесении тонких, звенящих звуков сосредоточены в области носа, головы и лица. В таком регистре темп колебания голосовых связок увеличивается, они сильно натягиваются.
Свистковый или флейтовый. Этот регистр лежит выше фальцета, напоминает по звучанию свисток.
Не тональный или шумный. В переводе с немецкого означает: «соломенный бас». Для понимания, что это такое, можно вспомнить пение Высоцкого или Лепса.
Мужские голоса в пении
Их официально по высоте делят на тенор, баритон и бас. В свою очередь, каждый из них делится на 5-6 подвидов. Ниже подробнее рассмотрим, какие виды голосов мужчин есть в пении.
Самый популярный и известный вид мужского голоса в пении с сильным верхним регистром. Диапазон охватывает две октавы: от малой до второй. Есть 6 подвидов теноров:
Лирический. Подвижный, певучий, немного женственный с легкими колоратурами тенор с нотами до первой октавы – до «до» третьей. Примеры певцов: Беньямино Джильи и Хоссе Каррерас.
Альтино. Светлый, легкий, звонкий тенор с серебристыми нотками, относительно редкий тип. Регистр доходит до фа второй октавы. Певцы с альтино: Геннадий Пищаев и Иван Козловский.
Характерный. Специфический тенор применяется, в основном, для исполнения коротких, островыразительных партий.
Контр-тенор. Редчайший и очень высокий мужской голос, его высота сопоставима с женским контральто или меццо-сопрано. Певец с таким вокалом (например, Альфред Деллер, Франко Фаджоли) исполняет партии развитым фальцетом и берет ноты от до и ре первой октавы до третьей.
Драматический. Сильный, объемный и с широким динамическим размахом тенор. «Рабочие» ноты: от ля малой октавы, до си и до третьей. Роли в партиях под драматический тенор: Отелло, Хозе из «Кармен» и Герман из «Пиковой дамы».
Лирико-драматический. Не обладает такой силой и насыщенностью как драматический, но в тоже не время не настолько легкий и женственный как лирический. Пример: пение Градского.
Иногда еще говорят о вагнеровском или героическом теноре, отличающимся большой силой звука и невероятной выносливостью, поскольку требуется поддерживать один темп на протяжении длительного времени.
Тенор
Давно мечтаешь научиться красиво петь? Запишись на пробный индивидуальный урок прямо сейчас!
Средний между тенором и басом по высоте. В последний тип может «перейти» в ходе длительных занятий и практик. Рабочее количество нот: от ля большой октавы до ля первой. Есть 3 вида баритона:
Тенор-баритон и лирический. Объединены в одну категорию, поскольку различия между ними поймет только профессионал, оно слишком невелико. У этих двух типов баритона легкий тембр, немного высокий. Чем-то напоминает тенор, а диапазон может доходить до си второй октавы. У Юрия Гуляева и Муслима Магомаева как раз тенор-баритон.
Драматический. Звучит на верхнем и центральном участках диапазона (от соль большой октавы до соль первой) сильно, мощно и объемно, но не всегда может долгое время выдерживать высокую тесситуру. Примеры певцов: Этторе Бастианани и Титта Руффо.
Лирико-драматический. Отличается многогранностью, ярким и светлым тембром, подходит для исполнения как лирических, так и драматических партий. Диапазон: от соль и ля большой октавы до ля первой.
Бас-баритон. Промежуточный голос с массивными нижними нотами, доходящими до фа большой октавы.
Баритон
Самый низкий и редкий вид голоса в пении у мужчин с диапазоном от фа большой октавы до фа (соль) первой. Этот вокал делится на 5 подвидов:
Низкий (Basso Profundo). Самый редкий вид, его еще называют «Бас-октавист». Отличает густое, мощное звучание, часто применялся в церковных хорах. Мужчина с таким вокалом может брать ноты фа-соль контроктавы. Пример: в «Князе Игоре» исполнение М.Д.Михайловым партии «Кончака».
Высокий или певучий (Basso Contante). Его средний рабочий диапазон: от соль большой октавы до средней. Немного похож на баритон и отличат его от него, скорее всего, только специалисты. Яркие представители - Борис Гмыря и Борис Христов.
Центральный. Бас с широким диапазоном с твердым, грозным, властным звучанием. В головном резонаторе теряет тембральную окраску, поэтому чаще используется в грудном. Диапазон: ми большой – ми первый. Николай Гяуров пел как лирически, так и драматически в виду своего мягкого баса. У Феруччо Фурланетто также центральный бас.
Баритональный. Музыкальный голос с чертами, как баса, так и баритона. По сути, тот же высокий бас, но иногда в опере его классифицируют отдельно.
Комический или буффо. Больше относится к амплуа, чем к типу вокала.
Баc
Женские голоса в пении
Они отличаются насыщенностью звука, силой, прозрачностью и легкостью. Все виды голосов в пении у женщин делятся на (от самого высокого к низкому):
Сопрано с 5 подтипами.
Меццо-сопрано с 2 подвидами.
Альт или контральто (точное название зависит от того, где употребляется термин – в хоре или в опере).
Сопрано
Звонкость, открытость, полет, подвижность звучания и высота голоса – это все о сопрано. Исполняются ноты от первой (ля малой) до третьей октавы (до, ре).
Существует 5 подвидов сопрано:
Лирическое. Его характеризует мягкость, красивый и богатый тембр, а также большой и динамический диапазон (от среднего си до среднего до). Певицы с лирическим сопрано: Анна Моффо, Мирелла Френи и Виолетта Валери.
Колоратурное. Самый высокий женский оперный голос с преобладающим головным диапазоном. Отличается изяществом, легкостью и даже какой-то хрупкостью. Певицы ( Эдита Груберова и Евгения Мирошниченко и др.) могут брать ноты от первой октавы до, достигая ми в третьей, некоторые же доходят и до соль.
Лирико-драматическое. Используемые ноты: ля малой октавы - ре в третьей. Отличается насыщенным грудным, но в тоже время мягким тембром. У голоса легкие верхние ноты, но при этом исполнение драматических кульминаций происходит без напряжения.
Лирико-колоратурное. Нежный, светлый и высокий тембр голоса – все об этом подвиде сопрано, который был у Рут Энн Свенсон, Бэлы Руденко и Лючии Попп. Диапазон: до первой октавы – ми и фа третьей.
Драматическое. Редкий вид со звучным верхом и наполненным центром, с густым и насыщенным тембром. Немного похож на меццо-сопрано. Диапазон: ля малой октавы – до и ре в третьей.
Меццо-сопрано
Это вокал, насыщенный на средних регистрах, его рабочий диапазон: от ноты малой октавы ля до ля второй. Отличается низким, густым, немного бархатистым звучанием. В опере певицам с таким голосом поручают партии волевых женщин либо молодых людей. Есть 2 подвида меццо-сопрано:
Колоратурное. Такой тип редко встречается, он наделен не только глубиной и густотой, но и гибкостью, подвижностью и яркостью.
Высокое. Звук менее насыщен в низком и среднем регистре. Находится посередине между драматическим и меццо-сопрано.
Роли под меццо-сопрано:
В «Свадьбе Фигаро» - Керубино.
В «Фаусте» - Зибель.
В «Каменном госте» - Лаура.
В хоровом исполнении женский низкий голос называется альтом, а вот в опере – контральтом. Самый редкий вид тембра, гуще, насыщеннее, чем меццо-сопрано, чем-то напоминает высокий мужской тенор. Под него написано не так много партий, в основном – мальчики, подростки или молодые мужчины. Рабочий диапазон такого вида женских голосов в пении: ми малой первой октавы до фа второй. Верхний регистр небольшой, зато низкий – разнообразен и есть резонирование в среднем. Арии, где есть роли под женское контральто:
«Орфей» - Сигрид Онегина.
«Слепая» - Ева Подлес.
«Эрда» - Лили Чукасян.
Альт или контральто
Самостоятельно дома определить вид голоса невозможно. Можно лишь условно и примерно, исполнив несколько нот, понять, к какому тембру и тональности он относится. Тоже касается и песен, пропев, нужно определить, какая тональность звучит сильнее и ярче. Без музыкального образования это сделать практически невозможно. Для точного понимания нужен профессиональный прибор, который называется спектрометр, поэтому лучше записаться на уроки вокала к преподавателю для прослушивания, который также поможет развить природные данные. Как видно, человеческий голос (как мужской, так и женский) отличается уникальностью и богатством красок. Каждый из певцов – уникальный штрих в картине хора или оперы. Чтобы в полной мере насладиться красотой звучания собственного тембра, лучше обратиться в школу вокала в Москве, где усилят природные данные, раскроют их глубину.
Как определить свой тембр голоса
Запишитесь на индивидуальный пробный урок (55 мин), чтобы научиться петь красивее, чем вы могли себе представить!
Выбрать сертификат можно на 4-8-12 занятий + запись песни
Срок использования 6 месяцев с даты активации
Доставка курьером в любую точку Москвы и ближайшего Подмосковья, всего за 500 руб