fbpx
Виды голосов в пении
АвторАрина Шушнина
На чтение2 мин.
Просмотров238
Обновлено02.09.2021
Виды голосов в пении картинка
Контральто, тенор, бас – многие слышали об этих и других видах голосов в пении, но мало кто знает, чем они отличаются. А ведь красиво петь можно, только развив природные вокальные данные. В статье будет подробно расcказано о классификации голосов, а также о том, как определить свой тембр.

Классификация голосов

Их все разделили по диапазону и полу в 14 веке, когда активно начало развиваться многоголосое хоровое пение. Позднее, в одной из итальянских оперных школ, в характеристиках еще стали учитывать тембр, тесситуру и тональность. В итоге, появилась такая классификация певческих голосов:
  • Мужские (от самого низкого до высокого) – бас, баритон, тенор.
  • Женские (от высокого до низкого) – сопрано, меццо-сопрано, альт или контральто.
Это официально принятое деление взято из Италии, а сами названия отражают высоту голоса, например, «basso» значит «низкий». В некоторых странах (Америке, России, Германии, например) в классификацию добавлены не существенные отличия. Есть еще разделение по видам регистров голоса:
  • Нижний или грудной. Считается самым обиходным. Низкие, более грубые звуки произносятся с вибрацией в грудной клетке.
  • Верхний, фальцетный, головной или тональный. Вибрации при произнесении тонких, звенящих звуков сосредоточены в области носа, головы и лица. В таком регистре темп колебания голосовых связок увеличивается, они сильно натягиваются.
  • Свистковый или флейтовый. Этот регистр лежит выше фальцета, напоминает по звучанию свисток.
  • Не тональный или шумный. В переводе с немецкого означает: «соломенный бас». Для понимания, что это такое, можно вспомнить пение Высоцкого или Лепса.

Мужские голоса в пении

Их официально по высоте делят на тенор, баритон и бас. В свою очередь, каждый из них делится на 5-6 подвидов. Ниже подробнее рассмотрим, какие виды голосов мужчин есть в пении. Мужские голоса в пении картинка

Тенор

Самый популярный и известный вид мужского голоса в пении с сильным верхним регистром. Диапазон охватывает две октавы: от малой до второй. Есть 6 подвидов теноров:
  1. Лирический. Подвижный, певучий, немного женственный с легкими колоратурами тенор с нотами до первой октавы – до «до» третьей. Примеры певцов: Беньямино Джильи и Хоссе Каррерас.
  2. Альтино. Светлый, легкий, звонкий тенор с серебристыми нотками, относительно редкий тип. Регистр доходит до фа второй октавы. Певцы с альтино: Геннадий Пищаев и Иван Козловский.
  3. Характерный. Специфический тенор применяется, в основном, для исполнения коротких, островыразительных партий.
  4. Контр-тенор. Редчайший и очень высокий мужской голос, его высота сопоставима с женским контральто или меццо-сопрано. Певец с таким вокалом (например, Альфред Деллер, Франко Фаджоли) исполняет партии развитым фальцетом и берет ноты от до и ре первой октавы до третьей.
  5. Драматический. Сильный, объемный и с широким динамическим размахом тенор. «Рабочие» ноты: от ля малой октавы, до си и до третьей. Роли в партиях под драматический тенор: Отелло, Хозе из «Кармен» и Герман из «Пиковой дамы».
  6. Лирико-драматический. Не обладает такой силой и насыщенностью как драматический, но в тоже не время не настолько легкий и женственный как лирический. Пример: пение Градского.
Иногда еще говорят о вагнеровском или героическом теноре, отличающимся большой силой звука и невероятной выносливостью, поскольку требуется поддерживать один темп на протяжении длительного времени.

Баритон

Средний между тенором и басом по высоте. В последний тип может «перейти» в ходе длительных занятий и практик. Рабочее количество нот: от ля большой октавы до ля первой. Есть 3 вида баритона:
  1. Тенор-баритон и лирический. Объединены в одну категорию, поскольку различия между ними поймет только профессионал, оно слишком невелико. У этих двух типов баритона легкий тембр, немного высокий. Чем-то напоминает тенор, а диапазон может доходить до си второй октавы. У Юрия Гуляева и Муслима Магомаева как раз тенор-баритон.
  2. Драматический. Звучит на верхнем и центральном участках диапазона (от соль большой октавы до соль первой) сильно, мощно и объемно, но не всегда может долгое время выдерживать высокую тесситуру. Примеры певцов: Этторе Бастианани и Титта Руффо.
  3. Лирико-драматический. Отличается многогранностью, ярким и светлым тембром, подходит для исполнения как лирических, так и драматических партий. Диапазон: от соль и ля большой октавы до ля первой.
  4. Бас-баритон. Промежуточный голос с массивными нижними нотами, доходящими до фа большой октавы.

Бас

Самый низкий и редкий вид голоса в пении у мужчин с диапазоном от фа большой октавы до фа (соль) первой. Этот вокал делится на 5 подвидов:
  1. Низкий (Basso Profundo). Самый редкий вид, его еще называют «Бас-октавист». Отличает густое, мощное звучание, часто применялся в церковных хорах. Мужчина с таким вокалом может брать ноты фа-соль контроктавы. Пример: в «Князе Игоре» исполнение М.Д.Михайловым партии «Кончака».
  2. Высокий или певучий (Basso Contante). Его средний рабочий диапазон: от соль большой октавы до средней. Немного похож на баритон и отличат его от него, скорее всего, только специалисты. Яркие представители - Борис Гмыря и Борис Христов.
  3. Центральный. Бас с широким диапазоном с твердым, грозным, властным звучанием. В головном резонаторе теряет тембральную окраску, поэтому чаще используется в грудном. Диапазон: ми большой – ми первый. Николай Гяуров пел как лирически, так и драматически в виду своего мягкого баса. У Феруччо Фурланетто также центральный бас.
  4. Баритональный. Музыкальный голос с чертами, как баса, так и баритона. По сути, тот же высокий бас, но иногда в опере его классифицируют отдельно.
  5. Комический или буффо. Больше относится к амплуа, чем к типу вокала.
Женские голоса в пении картинка

Женские голоса в пении

Они отличаются насыщенностью звука, силой, прозрачностью и легкостью. Все виды голосов в пении у женщин делятся на (от самого высокого к низкому):
  • Сопрано с 5 подтипами.
  • Меццо-сопрано с 2 подвидами.
  • Альт или контральто (точное название зависит от того, где употребляется термин – в хоре или в опере).

Сопрано

Звонкость, открытость, полет, подвижность звучания и высота голоса – это все о сопрано. Исполняются ноты от первой (ля малой) до третьей октавы (до, ре).

Существует 5 подвидов сопрано:

  1. Лирическое. Его характеризует мягкость, красивый и богатый тембр, а также большой и динамический диапазон (от среднего си до среднего до). Певицы с лирическим сопрано: Анна Моффо, Мирелла Френи и Виолетта Валери.
  2. Колоратурное. Самый высокий женский оперный голос с преобладающим головным диапазоном. Отличается изяществом, легкостью и даже какой-то хрупкостью. Певицы ( Эдита Груберова и Евгения Мирошниченко и др.) могут брать ноты от первой октавы до, достигая ми в третьей, некоторые же доходят и до соль.
  3. Лирико-драматическое. Используемые ноты: ля малой октавы - ре в третьей. Отличается насыщенным грудным, но в тоже время мягким тембром. У голоса легкие верхние ноты, но при этом исполнение драматических кульминаций происходит без напряжения.
  4. Лирико-колоратурное. Нежный, светлый и высокий тембр голоса – все об этом подвиде сопрано, который был у Рут Энн Свенсон, Бэлы Руденко и Лючии Попп. Диапазон: до первой октавы – ми и фа третьей.
  5. Драматическое. Редкий вид со звучным верхом и наполненным центром, с густым и насыщенным тембром. Немного похож на меццо-сопрано. Диапазон: ля малой октавы – до и ре в третьей.

Меццо-сопрано

Это вокал, насыщенный на средних регистрах, его рабочий диапазон: от ноты малой октавы ля до ля второй. Отличается низким, густым, немного бархатистым звучанием. В опере певицам с таким голосом поручают партии волевых женщин либо молодых людей. Есть 2 подвида меццо-сопрано:
  1. Колоратурное. Такой тип редко встречается, он наделен не только глубиной и густотой, но и гибкостью, подвижностью и яркостью.
  2. Высокое. Звук менее насыщен в низком и среднем регистре. Находится посередине между драматическим и меццо-сопрано.
Роли под меццо-сопрано:
  • В «Свадьбе Фигаро» - Керубино.
  • В «Фаусте» - Зибель.
  • В «Каменном госте» - Лаура.

Альт или контральто

В хоровом исполнении женский низкий голос называется альтом, а вот в опере – контральтом. Самый редкий вид тембра, гуще, насыщеннее, чем меццо-сопрано, чем-то напоминает высокий мужской тенор. Под него написано не так много партий, в основном – мальчики, подростки или молодые мужчины. Рабочий диапазон такого вида женских голосов в пении: ми малой первой октавы до фа второй. Верхний регистр небольшой, зато низкий – разнообразен и есть резонирование в среднем. Арии, где есть роли под женское контральто:
  • «Орфей» - Сигрид Онегина.
  • «Слепая» - Ева Подлес.
  • «Эрда» - Лили Чукасян.
Как определить свой тембр голоса картинка

Как определить свой тембр голоса

Самостоятельно дома определить вид голоса невозможно. Можно лишь условно и примерно, исполнив несколько нот, понять, к какому тембру и тональности он относится. Тоже касается и песен, пропев, нужно определить, какая тональность звучит сильнее и ярче. Без музыкального образования это сделать практически невозможно. Для точного понимания нужен профессиональный прибор, который называется спектрометр, поэтому лучше записаться на уроки вокала к преподавателю для прослушивания, который также поможет развить природные данные. Как видно, человеческий голос (как мужской, так и женский) отличается уникальностью и богатством красок. Каждый из певцов – уникальный штрих в картине хора или оперы. Чтобы в полной мере насладиться красотой звучания собственного тембра, лучше обратиться в школу вокала в Москве, где усилят природные данные, раскроют их глубину.

Вам также может понравиться